8 (495) 690-64-63

Сандлерская Маргарита Гатиновна

  • Сандлерская Маргарита Гатиновна

    (в девичестве Мурзина)

    Год рождения 1953, село Калтасы БАССР.

    Резчик по кости. Училась и работала на ТФХКИ ордена «Знак почета»
    (Тобольская косторезная фабрика) 1978 – 1996.

    Работы находятся в музеях Сибири, Урала и Всесоюзном музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва).

    Участие в выставках с 1981 года. Работает также с глиной, масляными красками, гипсом.

    Персональные выставки:

    1994 г г. Екатеринбург – Музей ИЗО

    1994 г г. Кемерово – Музей ИЗО

    1995 г г. Тюмень – Музей ИЗО

    1995 г г. Сургут – Краеведческий музей

    1995 г г. Москва – Всероссийский музей ДПИ

    2005 г г. Ханты-Мансийск – «Музей Природы и Человека»

    2005 г г. Сургут Краеведческий музей

    2005 г г. Тюмень – Музей ИЗО

    Член СХ России с 1995 года, член МСХ с 1997 г.

    Работает скульптором в Палеонтологическом институте РАН.

    Работы включены в серию изданий «Шедевры народного искусства России» – альбом
    «Северная резная кость» М.: Интербук-бизнес, 2003.

    (Цветовые включения для кости, защитное покрытие изготовлены по методу художника и реставратора
    Т. В. Хвостенко)

    e-mail: georob@mail.ru

     

    Маргарита Сандлерская – человек независимый, в творчестве она идет своим путем, вне моды, при этом чутко реагируя на острые проблемы времени. Основной материал, с которым работает – кость. Искусство резьбы по кости обычно ассоциируется с изящными, виртуозно исполненными вещами. Но для М. Сандлерской кость, равно как и глина, масло – лишь средство для воплощения волнующих её вопросов. Один из них – взаимоотношение человека с миром.

    … Маленький человек, беспомощный и растерянный, движется в тесном пространстве по бесконечному кругу, втянутый в его бессмысленность безликими персонажами в галстуках… Это сюжет целого ряда работ Сандлерской, созданных на рубеже 1980 – 1990-х годов. Они были отражением владевшего тогда художницей ощущения невозможности обретения внутренней свободы, независимости. Альтернативный вариант бытия она нашла, соприкоснувшись с жизнью и культурой коренных обитателей Среднего Приобья – ханты и манси.

    В тот период Маргарита работала на Тобольской фабрике художественных косторезных изделий. В конце 80-х годов М. Сандлерская совершила несколько поездок на север Тюменской области. Ездила она туда с научным сотрудником Тюменского музея изобразительных искусств Натальей Федоровой, много лет занимающейся собиранием и исследованием традиционного искусства ханты и манси.

    В первую очередь художницу поразило бескрайнее пространство – тайга, тундра, безбрежная Обь. Люди, сохраняющие традиционные занятия – охоту, рыболовство, оленеводство – ощущают себя в этом огромном мире совсем по-иному, чем горожане. Умение художницы «включать» пространство заметно во многих работах.

    «Соавторство с природой» — один из основных принципов работы М. Сандлерской с костью (в основном это простая животная кость – цевка, олений и лосиный рог). Для неё это не мертвая материя, своими работами Маргарита словно доказывает возможность вечной жизни кости, своего рода перерождения её в новое качество. Она предельно сохраняет естественные цвет и форму материала.

    Искусствовед В. Субботина


    Работы художника