-
Лаковая миниатюра
Сообщество московских художников-миниатюристов было создано в 1985 г. Валентином Баньковским. Художники данного жанра используют технологию масляной живопись Федоскино, но совершенно по-новому подходят к стилистике, темам и образности в миниатюре. Их произведения существенно отличаются от работ промысла большей смелостью и индивидуальностью решений.
Работы каждого художника уникальны и имеют свое узнаваемое «лицо» при соблюдении очень скрупулезной технологии, включающей множество операций. Обработка полуфабриката длится около месяца: каждый слой картона смазывают крахмалом или клейстером, «навивают» слой за слоем на болванки, обжимают прессом, сушат на воздухе, проваривают на льняном масле, и снова сушат при температуре 100 градусов. Затем заготовки проходят столярную обработку, далее их грунтуют, шпаклюют, шлифуют, многократно наносят слои черного лака и красной эмали на внутреннюю часть шкатулок. После каждого покрытия следует сушка при 70 градусах. И наконец, начинается роспись масляными красками колонковыми кистями.
Сначала делается подмалевок, потом «перемалевок» и «бликовка». После каждого слоя – лаковое покрытие. Существует две разновидности федоскинского письма: «по плотному» и «по сквозному». Письмо «по плотному» — это обычная корпусная живопись. «По сквозному» — лаковая живопись по грунтам из порошков бронзы, листового сусального золота, алюминия и по перламутру. Благодаря этим приемам искусство лаковой живописи обогащается новым ярким языком и особенностями высказывания. Сегодня это искусство существует как элемент русской культуры, как часть восхитительного русского ремесла, филигранного, тонкого, изысканного , глубоко авторского, находящего своих новых поклонников.