8 (495) 690-64-63

Секция: Кость, дерево, кожа

  • Кость, дерево, кожа

    Резьба по кости.
    Резьба по кости — вид декоративно-прикладного искусства. В России распространена главным образом в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость), город Тобольск (тобольская резная кость),  Якутия и Чукотка (чукотская резная кость), а также Московская область (хотьковская  резная кость).

    Испокон веков мастера применяют  для резьбы  бивни мамонта, слона, моржовую  кость  и зуб кашалота, называемые «благородной костью» —  она  красива, прочна, легко режется и прекрасно полируется. Благодаря слоистому строению кости на ее поверхности появляется легкий текстурный рисунок, напоминающий волнообразные узоры. Красивый белый цвет с желтовато-палевыми, голубоватыми и зеленоватыми оттенками придает кости необыкновенную теплоту и декоративность. Ископаемую мамонтовую кость добывали в северных районах нашей страны, слоновую же вывозили из-за границы, велась также охота на моржей и кашалотов. Немудрено, что мастера всегда испытывали трудности с материалами, поэтому постоянно велись поиски более дешевой и доступной кости. Таким материалом оказалась так называемая цевка — трубчатая кость крупного рогатого скота. Используя природную цилиндрическую форму цевки, косторезы искусно вписывали в нее фигурки различных животных, а порой целые сценки по мотивам русских народных сказок и басен.

    В России народные промыслы по кости появились в Средние века. Первым оплотом резьбы по кости стал Новгород. В XII–XV веках из влиятельного центра торговли и искусства – Новгородской республики новое ремесло распространилось на Север и в другие русские земли. Российская техника резьбы по кости сложилась в XVII–XVIII веках. Это было связано со множеством частных светских заказов на выразительную мелкую пластику. Несмотря на развитие современных технологий, изделия из кости – это кропотливая ручная работа. Каждая  работа завораживает    и притягивает внимание,  хочется снова и снова рассматривать орнамент, любоваться необычными переливами светотени, чувствовать тепло рук мастера.

    Работа с деревом, кожей, костью наиболее древние виды художественной деятельности человека. От украшений орудий труда к полностью декоративным предметам обихода и далее, к предметам чистого искусства, таков путь, проделанный этими традиционными материалами. Сейчас современные художники используют их как основу для своих художественных практик, экспериментируя с непривычными сочетаниями материалов и применяя новейшие методы обработки.