8 (495) 690-64-63

Малолетков Валерий

  • Малолетков Валерий

    Российская академия художеств

    Арт-проект Валерия МАЛОЛЕТКОВА «РОССИЯ — ВОСТОК — ЗАПАД»

    Творческая судьба Валерия Малолеткова в полной мере отражает давний интерес России к духовному и культурному наследию Востока и Запада. Самым плодотворным этапом творческого освоения опыта двух великих мировых культур в России стал XX век. В этот период в нашем искусстве произошло создание творческих объединений русских художников «Голубая роза» и «Бубновый валет». Яркими выразителями различных взглядов и эстетических воззрений в искусстве России первой трети XX века стали В.Татлин, А.Лентулов, П.Кончаловский, А.Куприн, В.Борисов-Мусатов, П.Кузнецов, М.Сарьян, Н.Сапунов… За минувшее столетие мир претерпел разительные перемены. К XXI веку было окончательно нарушено равновесие двух сверхдержав. На пороге — всемирная глобализация, презрение к национальным, культурным и духовным ценностям… Заметно падение профессионализма в искусстве и его подмена новыми технологиями, PR-акциями, коммерческой рекламой, которой совершенно не нужна яркая творческая личность в искусстве.

    Творческие интересы В.Малолеткова в равной мере устремлены к традициям Востока и художественным новациям Запада. Вероятно поэтому искусство художника лишено циничного презрения к бесценному наследию мировой культуры, примитивного самолюбования.

    В отличие от некоторых предшественников Валерий Малолетков открыт для культурного диалога между Востоком и Западом. Для него, воспитанного и живущего в евро-азиатском социуме России, глубоко мыслящего и образованного творца новой формации, наличие и связи двух великих культур на российских просторах — постоянный источник вдохновения, стабильности и гармонии творческого духа.

    Художник синтетического мышления, Малолетков предпочитает в своем творчестве самый органичный и древний материал на земле -керамику. Она позволяет ему (помимо эстетических и философских задач) постоянно варьировать и соединять в одном произведении проблемы цвета, формы и пространства. Возможно, это то, к чему неосознанно стремится современное искусство, которому давно уже тесно в рамках станковой живописи, скульптуры или графики.

    Сегодняшние экстремалы стремятся разрушить традиционные культурные ценности, накопленные человеческим опытом, подменить их новыми визуальными технологиями. В отличие от них Малолетков — не разрушитель, а созидатель, человек Гармонии и Синтеза, стремящийся соединить прагматичный рационализм Запада и чувственный гений Востока, творческие эксперименты и новации — с любовью к вечным ценностям в мировой и национальной культуре.

    Творчество художника полифонично: оно отличается удивительной органичностью восприятия мира, чуткой отзывчивостью на ритмы времени. В новом веке оно раскрывается в монументальной и станковой декоративной пластике, в графике, проектировании, фотографии и создании любопытных литературных проектов: «Между Востоком и Западом», «Рисунки из Дневника» и «Мгновения жизни».

    Малолетков — профессор знаменитой «Строгановки», щедро отдающий свои знания молодому поколению художников. Он активно участвует в творческой жизни Российской академии художеств, поддерживая все творческие начинания, кипучую многогранную деятельность ее Президента З.К.Церетели и членов Президума PAX.

    Валерий Малолетков всегда в постоянном творческом поиске, полон парадоксов и неожиданностей, лишен консерватизма и успокоенности. А это — лучший предвестник новых встреч с его удивительным, полным открытий искусством.

    Наступивший 2005 год стал серьезной вехой в жизни и в творчестве Мастера. Некоторые художники пугаются своих юбилеев, другие, наоборот, солидно относятся к юбилеям. Валерий Малолетков не принадлежит ни к первому, ни ко второму типу юбиляров: у него и вчера сделано неимоверно много, и завтра предстоит сделать еще немало. Он хорошо знает цену достигнутому и ощущает надежный резерв для будущих достижений.

    Задачи перед собой худжник всегда ставит непростые, интересные, ответственные. И реализует свой недюжинный творческий потенциал одновременно по разным направлениям, — в разных жанрах и материалах и в разных видах творчества. Так, по ряду персональных выставок последнего времени мы знаем Валерия Малолеткова как крупного мастера декоративного искусства, монументалиста, скульптора-керамиста, живописца и графика, автора цельных графических серий и художественных фотографий. Он председатель жюри Международного конкурса детского творчества «Волна фантазии» в Сочи. Валерий талантлив и в искусствоведческой письменности: сотни его статей о проблемах искусства систематически выходят в свет.

    Написанное, напечатанное, изданное можно потрогать руками, взвесить, перечитать, классифицировать. А каким образом можно объединить и систематизировать все те безотказные, взвешенные и умные выступления художника на вернисажах, конференциях, конкурсах, в творческих командировках, в различных и многообразных аудиториях коллег-профессионалов и любителей искусства! Всего невозможно припомнить и объять даже тем, кто в течение последних тридцати зрелых лет постоянно наблюдает Валерия Александровича во всех видах его творческой и общественной деятельности.

    В чем секрет и обаяние творческого феномена Малолеткова? В нем с потрясающей органичностью уживаются парадоксальность мышления современного художника и классическая гармония формы, определенный аристократизм художественной эстетики и здоровая, жадная всеядность человека с широчайшим спектром восприятия действительности. Одновременно, несмотря на пеструю мозаичность интересов и увлечений, он сохраняет драгоценную цельность и яркую уникальность общей стилистики.

    Свои темы и образы Валерий Малолетков черпает из многоразличных жизненных впечатлений и натурных наблюдений. Но когда мы смотрим его Индию, Грецию или Россию, его природу и анима-листику, жизнь города и образы мировой культуры, портреты исторических личностей и галерею выдающихся современников, перед нами нет голого каркаса сюжета, чистой и однозначной конкретики. Художник постоянно погружает нас в стихию метафор, ассоциаций, аллегорий, метаморфоз и реинкарнаций, которые провозглашены им в теоретических трудах и существуют как непреложность творчества любого художника, претендующего на глубокое понимание пусть немногих (не массовых потребителей) истинных ценителей всех перечисленных признаков высокого (пусть даже кто-то скажет «высоколо-бого») искусства.

    В жизни и повседневной суете Валерий в определенной степени человек светский, не чуждый самоутвердительных тенденций, но у себя в мастерской, в герметичных рамках своего искусства он, как тот пресловутый поэт, творит «не для издателя, а для Создателя». И этого отраженного света, этой небесной музыки невозможно не заметить в его произведениях.

    http://mlgallery.agava.ru/maloletkov/gallery.htm


    Работы художника