-
Богемный шик или Высокая мода шаговой доступности
Весной очень хочется нарядиться почуднее, да так, чтобы все встречные и поперечные сразу поняли, какая перед ними неординарная личность. Но и хорошим вкусом жертвовать при этом не хотелось бы. Однако, не нужно отчаиваться, выход есть, и высококультурный!
На весенних художественных выставках, которые в Москве нынче расцветают, как цветы после дождя, я обнаружила очень интересную опцию. Среди монументальных произведений художников- прикладников, таких как гобелен, керамика, витраж и объекты из стекла, то тут, то там, прячутся манекены с удивительными платьями. Ручная вышивка, сложносочиненная мозаика из фрагментов ткани различной фактуры и окраски, ручная набойка на ткани, отделка плетёным на коклюшках (!) кружевом — платья и костюмы щедро украшены ценным декором, ибо художнику ничего для выставочных работ не жалко, работает концепция «сделать как себе». Из этой славной концепции также следует, что многие из выставочных нарядов не только statement dress — художественное заявление и декларация авторской идеи — но и прикладной в полном смысле этого слова предмет, т.е. приложить к человеку многое не только можно, но и модно. Это стало очевидно на показе моделей «авторской одежды» на Кузнецком мосту (не в историческом Общесоюзном доме моделей, который давно закрыт, а напротив через улицу) в выставочном зале Дома художника. Двухчасовое дефиле в битком набитом искусствоведами зале было разнообразным и всеобъемлющим.
СТУДЕНЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МОДОЙ
Начали показ с коллекции театрального костюма от начинающих дизайнеров, студентов второго курса Кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства МГИК (Московского государственного института культуры) под девизом «Пушкин. Метаморфозы». Метаморфозам были нещадно подвергнуты Золотой петушок, Золотая рыбка, злая царица-мачеха из сказки про «мертвую царевну» и даже Буря (наверно та, что «мглою небо кроет, вихри снежные крутя»). Вот эти костюмы были чистые концепции, по всему видать, на первом месте для создания образа требовалось использовать новаторское формообразование и современные технологии, типа лазерной резки материала и прочих техно-заморочек. Получилось вполне серьезно и уж точно, не скучно. Думаю, что преподаватели Ирина Душкевич и Наталия Пунанова остались довольны результатами творческих изысканий своих подопечных.
РАБА ЛЮБВИ
Затем со сцены повеяло роскошью декаданса: заструились шелка и засиял коллекционный бархат. Как мне удалось выяснить, модельеры Марина и Александр Ильины, по первому образованию архитекторы, но однажды по велению души начав собирать коллекцию художественного и винтажного текстиля, остановиться уже не смогли, текстиль заполнил их творческую жизнь и теперь они выпускают в свет одну за другой коллекции вечерних костюмов. Их феерия называлась скромно и немного ретроградно — «Вечерняя Москва». Бархат в этих платьях был какой-то невероятный: и легендарной выделки деворе, когда непрозрачные плотные бархатные узоры располагаются на полупрозрачном шелке основы; и тонкий мягко струящийся мелкими складками панбархат, и плотный роскошный классический бархат, который авторы использовали для пошива вечерних пальто, даже не пальто, а скорее сказочных кафтанов в пол, театрально обнимающих элегантные фигуры манекенщиц, завернутые в вуаль и цветной газ. Общее ощущение этой коллекции я бы назвала кинематографическим, помните, в фильме 1975 года «Раба любви» был такой персонаж, звезда немого кино Ольга Вознесенская, которую блестяще трогательно сыграла Елена Соловей. «Господа, вы — звери, господа… » — лепечет воздушно-неземная актриса Вознесенская, глядя на зрителя сквозь окно уезжающего в туманную неизвестность трамвая.
И правда, так искушать зрительниц было негуманно, сразу замечталось о каком-то бананово-лимонном Сингапуре!
«Где Вы теперь? Кто Вам целует пальцы?
Куда ушел Ваш китайчонок Ли?..
…
Последний раз я видел Вас так близко.
В пролеты улиц Вас умчал авто.
И снится мне — в притонах Сан-Франциско
Лиловый негр Вам подает манто,»
— эти строки Александр Вертинский в 1916 году посвятил Вере Холодной, да-да, той самой звезде немого кино, чья биография легла в основу кинофильма «Раба любви».
СУПРЕМАТИЗМ VS ПЭЧВОРК
На вполне классических по форме жакетах и юбках, сделанных художником Ксенией Дмитриевой, меня поразил декор, точнее, его качество. Мотивы, вроде бы, прочитываются как знакомые, проистекающие из народного костюма, ничего особо новаторского, но одежда вся покрыта живописью, точнее живописной текстильной мозаикой (язык не поворачивается назвать этот прием лоскутной техникой или квилтингом).
Головные уборы из крахмального льна или хлопка – тоже нечто знакомое и незнакомое одновременно: не кичка и не повойник, не повязка и не кокошник. Мне даже почудилось в этих высоких уборах что-то от синего парика царицы Нефертити, той, что в Берлинском музее*.
💡*Для тех, кто не в курсе: на Нефертити не шапочка, а особой формы сирийский парик, что популярно разъяснил египтолог Виктор Солкин).
Нонфигуративные мечты Малевича бодро гуляли по сцене, в виде геометрических композиций на полах жакетов и на подолах юбок, переливались всеми цветами спектра. Кто теперь посмеет сказать, что супрематизм это слишком просто или скучно?
Фамилии понравившихся художников я старательно записывала, концепции запоминала, чтобы рассказать вам. Потому что одно дело — читать в книге про молодые годы Эльзы Скьяпарелли, экспериментирующей с тканью и пряжей в довоенном Париже, и совсем другое — иметь возможность лично присутствовать, наблюдать, и, если повезет, может быть приобрести нечто столь же нестандартное и выстраданное автором. Это искусство, сделанное здесь и сейчас, руками живущего и творящего рядом с тобой дизайнера одежды. Даже больше, чем дизайнера, потому что дизайнер связан по рукам и ногам техническими условиями серийного производства, экономическими факторами, такими как расход ткани, а еще запросами пресловутой целевой аудитории, а художник совершенно свободен!
О СВЯЗАННОСТИ И РАЗВЯЗНОСТИ
К слову, одна из коллекций, зацепивших меня и других зрителей (судя по аплодисментам), была серия костюмов художника-модельера Людмилы Якушиной с загадочным названием «D-Art соты» . Дисциплинированные манекенщицы изображали хулиганистых пацанок (разного возраста), которые играли с веревками — своими супер-длинными завязками, свисающими из кулисок на подолах и рукавах толстовок. Одежда стягивалась и растягивалась во всех направлениях, превращаясь из макси в мини и обратно. Динамичные и веселые — они закономерно сорвали зрительские овации. «D-Art соты» — звучит пусть и непонятно, зато выглядит более чем актуально-спортивно.
ВЕШНИЕ ВОДЫ
Когда художник свободен от пут промышленного дизайна, он ловит вайбы Вселенной, прислушивается к окружающему миру и творит, творит, творит. Сидит в задумчивости и подбирает к цвету цвет, к фактуре фактуру, наблюдает, играет, медитирует. Самой лирической частью показа и одновременно самой медитативной были весенние наряды от художника Марины Абдулиной. Парадоксальные сочетания несочетаемых, казалось бы, тканей, когда плотная и пестрая соседствует с невесомой и прозрачной, цветочный орнамент просвечивает через вуаль и кисею, а набивной ситец чередуется с мятым бархатом. Как пришло в голову это соединить — не знаю, но магия состоялась: » и тает лёд, и сердце тает», нежнейшая гамма, прозрачные весенние воды, последние холодные дни, за которыми уже теснится цветочное буйство красок. Оно вот-вот вырвется наружу и заполонит собой всё вокруг, а пока на подиуме лишь маячат тонкие намеки на будущее цветение.
PER ASPERUM AD ASTRUM
Хорошо, когда художник сотворив, предъявляет свое произведение обществу. Иди и смотри! А если повезет, купи и носи. Этот вид декоративного искусства особо мил сердцу женщин потому что, как оказывается, оно… носибельное! На Западе это явление так и называется wearable art.
📌Где я углядела это (очередное в списке моих) сокровище? Рассказываю. В минувшее воскресенье, на выставке Московского союза художников на Кузнецком мосту, дом 11. Проводила выставку Ассоциация художников декоративного искусства Московского союза художников, которая сокращенно называется АХДИ, что забавно, а вот выставка называется более чем торжественно — «Весна Священная»! Тут вам смыслов целый пучок: и Стравинский со своим балетом, и Рерих с язычеством, и Пасха, что вот-вот наступит, и великая Победа, случившаяся весной сорок пятого года.
📌Плохо только то, что длится эта выставка недолго, кажется, всего неделю, до 5 мая. Да и вход в Дом художника найти удалось не с первого раза, справа «Джаганнат» и «Шоколадница» подпирают, слева «Подарки» и багетная мастерская, а посередине между всем этим пестрым разнообразием притаился вход в выставочный зал. Объективности ради замечу, что в Москве нередко так бывает, например, двери в ГосЛитмузей с Зубовского бульвара тоже вот так с разбегу не найти.
📌Хозяйке на заметку: теперь понятно, куда смотреть. Если на афише видишь что-то вроде «декоративно-прикладное искусство» или ДПИ, есть смысл заглянуть за витрины, не прячется ли среди керамики и декоративных объектов маленькое концептуальное платье. Богема такая богема, вся такая внезапная😆
Самореклама в художественных кругах не особо приветствуется, творцы скромны и считают, что «кто ищет, тот всегда найдет». Через тернии к звездам, так сказать. Я искать люблю и умею, теперь вот делюсь лайф -хаком. Не благодарите. Хотя… Почему бы и нет!?😉
📌Post Scriptum
К подготовке дефиле художники подошли более чем серьезно, по подиуму бойко вышагивали профессионалы — девушки из модельного агентства Вячеслава Зайцева. Все логично, а кому же еще там ходить!? Вячеслав Зайцев тринадцать лет жизни отдал Общесоюзному дому моделей на Кузнецком мосту.
📌На показе я много фотографировала, но поняла, что для иллюстрации найденного сокровища этого недостаточно, поэтому все фотографии здесь — прекрасная работа фотографа Анны Приказчиковой.