stepanova-antoninaНЕ НАДО БОЯТЬСЯ ПЕРЕМЕН, -
так считает народный художник России,президент Московского фонда культуры А.Я.Степанова.

Антонина Яковлевна Степанова называет себя счастливым человеком. И для этого у нее есть все основания. Она ярко реализовалась как замечательный мастер художественного стекла и входит в число ведущих мастеров старшего поколения в этом виде прикладного искусства. Ее общественная деятельность всегда приносила ощутимые результаты - и на посту секретаря Союза художников России, и в должности основателя и первого директора Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Последние годы Антонина Яковлевна руководит работой Московского фонда культуры, который стал родным домом для многих музыкантов, художников, мастеров прикладного искусства.

В значительной мере вся деятельность этого фонда держится на личности самой Антонины Яковлевны - человека глубокой культуры, неутомимой энергии и всесокрушающего оптимизма и обаяния. В чем же секрет такого жизнелюбия - с этого вопроса началась наша беседа с А.Я.Степановой, происходившая в преддверии празднования 50-летия ее творческой деятельности.

Художник в силу отпущенного ему природой и богом дара всегда должен идти не только в ногу со временем, но и чуть впереди его. Он не должен чураться перемен, не должен смотреть только в прошлое, каким бы прекрасным
оно ни казалось. Иначе он безнадежно отстанет от времени и станет мало кому интересен. Я всегда стремилась жить полнокровно, отдавая силы и творчеству, и общественной жизни. На моем веку хватало и творческих проблем, и общественных потрясений. Но я никогда не роптала, не озлоблялась, а стремилась почувствовать высшую закономерность судьбы и подчиниться ей.

Чем вас привлекает художественное стекло - вид искусства, достаточно сложный и тяжелый в техническом исполнении?

- Стекло - особый, удивительный и очень хрупкий материал, таящий в себе большие, еще не раскрытые возможности. Стеклу подвластны почти все средства изобразительного искусства - богатая, щедрая цветовая палитра и многообразие форм.

В работе с этим материалом художник должен досконально изучать не только технические процессы и приемы, но и учиться чувствовать его дыхание. Стекло плавится при очень высокой температуре. В горячем виде его можно резать и совершать всевозможные таинства до тех пор, пока оно не остынет. Чтобы подчинить пластику стекла авторскому замыслу, надо все время соблюдать определенный температурный режим, рассчитанный на скорость движения рук и дыхания в трубку.

Рождение из стекольной горячей массы задуманного художником образа проходит всегда сложно, в муках и вечных поисках. Рукотворность стекла, как правило, неповторима, а стало быть, и уникальна. В искусстве многое определяет поиск, умение видеть новое. Вот недавно проходила выставка декоративно-прикладного искусства на Кузнецком мосту. Меня поразили работы молодых "стекольщиков", их смелость в поисках выразительности. Если бы я работала сегодня, то делала бы все совершенно по-иному.

Это довольно неожиданно слышать от вас, признанного мастера,со своим стилем, своим художественным лицом, который всегда нравился зрителям. Кроме того, расцвет вашего творчества пришелся на время, когда в стране существовало несколько прославленных центров художественного стекла. Сегодня от них остались только воспоминания.

Действительно, сейчас стекольные предприятия мало нуждаются в художниках. Заводы находятся в экономических тисках. Плавка стекла - процесс энергоемкий, затратный. Во время его варки температура достигает 1400 градусов, ее нужно поддерживать долгое время, а возрастающая стоимость электроэнергии делает затратным весь технологический процесс. Рукотворное, уникальное стекло становится очень дорогим, его трудно продать.Поэтому сегодня стекольные заводы выполняют заказы только на массовую продукцию.

Но и в этих условиях молодые художники находят выход. Они используют более дешевый материал - плоское стекло, муфель (спекание), особый вид - оптическое стекло.

Не сомневаюсь, что в будущем искусство стеклоделия обязательно добьется скачка в своем развитии, и тогда потребуется целая армия художников для нашей промышленности.

 - Будет ли использован опыт, на копленный вашим поколением?

- Безусловно. В 70 - 80-е годы происходил настоящий расцвет стекольной промышленности. Изделия заводов "Гусь Хрустальный", Дятковского, "Неман" пользовались мировым признанием. Роль художника на предприятии была определяющей в творческом процессе, он исполнял роль дирижера в производстве, диктовал эстетические задачи. Творческие поездки, обмены опытом, специализированные выставки - все это было неотъемлемой частью художественной жизни. Мастера часто встречались друг с другом, обсуждали наболевшие проблемы. В нашу творческую семью обязательно входили знающие специфику дела искусствоведы и критики. Они нас, художников, не щадили, но мы не обижались, понимая, что все хотят лучшего для искусства.

-Вам жаль ушедшего времени?

Я бы не могла назвать это жалостью. Пора нашей творческой зрелости прошла, мы прожили ее достойно. И сегодня надо помочь прорасти новым творческим силам. А они есть. Недавно на Петровке открылась галерея "Жизнь стекла", там постоянно устраиваются выставки, дружеские встречи и обсуждения художников разных поколений. К старшему отряду мастеров молодежь относится с пиететом, уважением. И в молодежи,как я наблюдаю, творческий дух не умирает. Она более прагматичная, чем были мы, но у молодых сильны творческие амбиции, стремление преодолеть все трудности, доказать свою художественную состоятельность.
Так что в сегодняшней творческой жизни много интересного и есть повод для оптимизма.

Особенно ценно это слышать из ваших уст. Последнее время деятели культуры нечасто радуют нас оптимистическими прогнозами и оценками.

- Конечно, культуре живется сложно. Она требует больших средств для достойного содержания, а экономически страна не может этого обеспечить. Но будем объективны и не станем игнорировать другие факты.Посмотрите, как стремительно растет в Москве количество галерей, развивается театр: создаются новые труппы, сегодня в столице уже более ста театров, построены прекрасные новые помещения - например, центр Мейерхольда, театр на Сретенке.

Еще пример. Я часто бываю в Центральном выставочном зале на Крымской набережной, и он всегда наполнен людьми. В других выставочных залах и галереях - та же картина. Сегодня зритель имеет в сотни раз больше возможностей знакомиться с новинками и в кино, и в изобразительном искусстве, и в театре, и в литературе. Да и историю своего отечественного изобразительного искусства мы во многом открыли заново. Когда я училась в художественном вузе, многие имена, например, Ларионов, Гончарова, Фальк и другие, были под запретом. Все эти факторы мы должны учитывать, объективно оценивая сегодняшнее время.

- Ожидая перемен к лучшему в жизни, мы часто очень пассивны в своем деле и ждем, что эти перемены нам даст президент, правительство, западная помощь. Может быть, надо начинать с себя, с малого, конкретного дела и добиваться в нем успеха?

- Полностью согласна. Я очень ценю в человеке гражданскую позицию. Этому меня научили мои родители. Я никогда не принадлежала к тем художникам, которые отгораживаются от жизни стенами своей мастерской. Их не осуждаю, просто я другая - ветер перемен меня никогда не страшил. Я человек активный, хочу в меру сил помогать нашей культуре, людям. Это обогащает мою жизнь, делает ее интересной, содержательной. Так что быть деятельной надо даже из эгоистических соображений.Эти качества моего характера очень пригодились в деятельности Московского фонда культуры, которым я руковожу в течение последних десяти лет. Получив в свое распоряжение старинный особняк, в прошлом принадлежавший знаменитому фарфорозаводчику М.С.Кузнецову, мы сумели его восстановить без бюджетных средств. Нашли меценатов, банкиров, промышленников, которые на благотворительной основе помогли отреставрировать здание (кстати, архитектором его был сам Шехтель) в очень короткие сроки. Деятельность фонда чрезвычайно разнообразна: пропаганда пушкинского наследия, поддержка одаренной молодежи, издательская деятельность. Наш фонд всегда открыт для интересных творческих выставок, в том числе и детского рисунка. Со многими детскими художественными школами и студиями, педагогами у нас постоянный творческий контакт. Мы очень дорожим дружбой с вашим замечательным журналом, который служит проводником высокой культуры, эстетического вкуса в школе, семье. Из своего жизненного опыта знаю, что предпочтения, эстетические впечатления и взгляды, заложенные в детстве, играют огромную роль в дальнейшей жизни.

 Мы ведем большую культурно-шефскую работу, шефствуем над ракетным кораблем "Бора" Черноморского флота РФ, над детским домом № 37 в Ясеневе.

Сейчас остро встают вопросы детской беспризорности, преступности, наркомании. На ваш взгляд,какие выходы есть в решении этих проблем?

Наше общество должно учиться милосердию. Это качество всегда культивировалась в России, и при мер подавали власть имущие.Вспомним, что дворянские, императорские фамилии содержали благотворительные дома, гимназии, институты. Благотворительная деятельность поощрялась, считалась неотъемлемым атрибутом богатства. Сейчас у нас вновь появились очень состоятельные люди, и они должны эти благородные традиции
развивать и укреплять.

Стоит также признать, что, занявшись перестройкой, мы упустили проблемы воспитания молодых. Комсомол, пионерия, спортивные клубы и кружки - вся эта система рухнула вместе с советской властью, а новых форм организации молодежи нет. Остались одни дискотеки и подворотни. Молодежь лишилась многих библиотек, спортивных залов, зато построили в огромном количестве рынки и казино. Если проблемами молодых серьезно не заняться, последствия будут необратимыми.

Антонина Яковлевна, собственными детьми и внуками вы довольны?

Мне всегда хотелось воспитатьу детей те качества, которые привили мне мои родители. Доброжелательность, чувство долга и ответственности, порядочность и совестливость. Может быть, в силу моего жизнелюбия у меня в детстве и юности было много друзей, с некоторыми дружеские отношения поддерживаю до сих пор.

Моя мама обладала врожденным чувством прекрасного. Даже в обычных занятиях, например в вязании варежек, она превосходно чувствовала композицию рисунка, искусно подбирала орнамент. Так что первые уроки красоты я впитала, как говорят, с молоком матери. Она же научила меня любить природу, слышать ее голос. Именно русская природа с ее полями, лесами, многоцветьем трав всегда служила мне источником вдохновения в творчестве. Многие композиции из гутного стекла впрямую указывают источник поэтических образов: "Цветы России", "Колокольчики", Маки", "Ромашки".

В атмосфере любви к природе, искусству рос мой сын. Он не разочаровал меня, и хотя не стал художником, но нашел свою дорогу и довольно успешно занимается бизнесом.

Сейчас ваш сын вырос, у него своя дорога, своя семья. Вы не испытываете одиночества?

Я не знаю, что это такое. Мой день расписан и занят какими-то делами: творческими, общественными, домашними. У меня постоянно звонит телефон - и на работе, и дома. Это дает чувство востребованности.

Я много ездила по стране и абсолютно уверена: самая большая наша драгоценность - наш талантливый народ.

Его щедрая фантазия, чувство красоты особенно видны в декоративном искусстве, изделиях мастеров народных промыслов. Здесь проявились лучшие его черты - искренность, доброта, жизнелюбие, вера и надежда на лучшую жизнь. Уверена, что у такого народа сокровенные чаяния осуществяться.

Беседовала Н.ПЛАТОНОВА

 

Разговор
Морской мир
Весенний полет
Модерн
Летний букет
Моя земля