Думающий художник

Так говорили о Наталье Павловне Озерной на прохо­дившей недавно в Централь­ном доме работников искусств персональной выставке худож­ницы ее коллеги, искусство­веды и журналисты. Многие отмечали, что сплав таланта и поразительной работоспо­собности этой хрупкой с виду женщины дает  замечательные  плоды. Огромные гобеленовые полотна с изображением на них великих людей России - святых, военачальников, гени­ев в искусстве, как, например, Георгия Свиридова, - не про­сто притягивают к себе внима­ние, восхищают мастерством исполнения. Они заставляют размышлять о главных ценно­стях и устремлениях в нашей земной жизни, которую увен­чает жизнь вечная.
— Наталья Павловна сде­лала очень серьезную вещь, — сказал искусствовед Никита Иванов. Вспомним, что во Франции гобелен представ­лял собой альковный вид ис­кусства: сюжеты чаще всего украшали пастушки, нимфы. А благодаря Озерной и еще не­скольким нашим художникам  гобелен стал тематическим. Причем у Натальи Павловны особенно сильно, мощно про­звучала историческая тема. Тема патриотизма, любви к Родине.
Об этом сказала и ху­дожница Эльвира Белова, которая когда-то училась с Озерной в Московском выс­шем художественно-промыш­ленном училище имени С. Г. Строганова.
Закончив Строгановку, мы довольно-таки долго работали на комбинате прикладного искусства, - продолжи­ла выступавшая. - А во время перестройки за­казы вдруг перестали поступать, и комбинат потихоньку развалил­ся. После этого кое-кто из его работников, к сожалению, навсегда распрощался с творче­ством. А для меня и На­тальи, как оказалось, то был счастливый момент: став свободными худож­никами, мы начали ис­кать свой путь в искус­стве. И вот сейчас смот­рю на монументальные гобелены, которые ви­сят в этом зале прямо у меня перед глазами, - «Адмирал Федор Ушаков», «Полководец Александр Су­воров», - и вспоминаю, какие чувства меня охватили на мы­се Капиакра в Болгарии, где в 1791 году российская эскадра под командованием адмирала Ушакова одержала блестящую победу над многократно пре­восходившими силами турец­кого флота. И это приблизило час освобождения Болгарии от турецкого ига. А в 2006 году на мысе был открыт памятник адмиралу Федору Ушакову. Гордость за стойкость и силу духа русских воинов во время легендарного перехода наших войск через Альпы под коман­дованием выдающегося рус­ского полководца Александра Суворова я испытала, побывав в Альпах. Эту гордость за наш мужественный народ, отклика­ющийся на беды и чаяния дру­гих народов, рождают в душе и гобелены Натальи Озерной.
Сама художница замети­ла, что во всех работах она стремится показать масштабы личности и высоту духа героя полотна. Так, например, ра­ботая над одним из своих по­следних гобеленов - «Георгий Свиридов», Наталья Павловна ставила перед собой следующую задачу: зрители должны не просто увидеть сидящего за роялем композитора с миро­вой известностью. Они должны словно бы окунуться в стихию его музыки. Гениальной музы­ки, пронизанной христианской идеей - идеей любви.
Презентацию персональ­ной выставки Натальи Озер­ной, члена Московского союза художников, вел док­тор искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств, народ­ный художник России Юрий Архипович Походаев. Он вы­соко оценил уровень искусных талантливых работ признанно­го мастера гобелена Натальи Озерной.
Выставка в знаменитом ЦДРИ, как сказала Наталья Павловна Озерная (единствен­ная русская художница, кото­рая создает масштабные гобе­лены на православные темы, о чем мы писали в нашей газете чуть больше года назад), стала для нее ярким событием года.Материалы полосы  подготовила  

Н.ДНЕПРОВА
«Православная Москва», №1 (451) январь 2010 г.