Юный художник №11 2011 год.


Русская тема в гобелене

Н.ОЗЁРНАЯ у гобелена на персональной выставкеУвидеть героев и подвижников Рос­сии, картины отечественной исто­рии, красоту зодчества и природы род­ных просторов в такой великолепной, зрелищной, искусной технике, как го­белен - ни с чем не сравнимая радость для любителей искусства. И они ее пе­риодически испытывают на персо­нальных выставках замечательного мастера этой техники - Наталии Пав­ловны Озерной. Около 35 лет она от­дала гобелену, получив строгановскую школу профессионализма в одно­именном московском вузе, освоив и осмыслив богатые традиции мирового искусства гобелена от знаменитых коптских тканей до изысканных фран­цузских шпалер.

Линия классического гобелена чет­ко намечена и убедительно развита в творчестве Н.Озерной, идущей в своих поисках от достижений древнерусского искусства - иконописи, фрески, живо­писной миниатюры, противостоящей небрежной и дилетантской манере ны­нешнего авангарда в гобелене, бессодержательности и пустоте его внешних эффектов. Народный художник РФ А.Я.Степанова отмечает своеобразие почерка коллеги: «Н.П.Озерная работа­ет в классических традициях реалисти­ческого искусства, и ее произведения привлекают своим сочным и насыщен­ным цветовым колоритом, четкими ритмами и отточенностью компози­ции. Наталия Озерная создала боль­шую авторскую коллекцию уникаль­ных гобеленов и украсила своими про­изведениями интерьеры различных об­щественных учреждений. Ее ковровые композиции обладают собственным ху­дожественным языком, ярким характе­ром и сложившейся творческой мане­рой. Гобелены автора отличаются глу­бокой индивидуальностью и всегда уз­наваемы, легко отличимы по своему композиционному, цветовому и плас­тическому решению. Они декоративны и монументальны, независимо от раз­меров гобелены всегда эмоционально насыщенны и полны серьезных автор­ских раздумий».

 
На фото: Н.ОЗЁРНАЯ у гобелена на персональной выставке. Воспроизведены гобелены мастера: «Анд­рей Рублев» (1995), «Первопечатник Иван Федоров»  (2003)


 

«Адмирал  Ушаков» (2005), «Иван Сусанин» (2010)

Как уже говорилось, основной объект раздумий худож­ника - история Отечества. Продолжая в своих работах портретно-жанровую ветвь мирового гобелена, а также ли­нию сюжетного ковра, веками претворявшего историчес­кие, мифологические, библейские, бытовые темы, Ната­лия Озерная посвящает свои композиции воинам, полко­водцам, просветителям, духовным и культурным деятелям России. В ее гобеленах поднимаются и решаются заветные темы, воплощаются конкретные идеи и смыслы, мировоз­зренчески обусловленные образы и фигуры. Так, гобеле­ны, посвященные Кириллу и Мефодию, Андрею Рублеву и Даниилу Черному, летописцу Нестору и первопечатнику Федорову, князьям Святому Владимиру и Ивану Калите, Александру Невскому и Илье Муромцу, Ивану Сусанину и Федору Ушакову, Александру Суворову и Михаилу Куту­зову, представляют обширную галерею славных сынов России. Им отдает дань уважения автор, мыслящий возвы­шенно-патриотически, увлеченно работающий в историко-культурологическом ключе.

Каждый образ Н. Озерная доносит до зрителя бережно, фактологически  достоверно и эмоционально-объемно, применяя продуманный арсенал ком­позиционных, декоративных и живо­писных средств. Здесь синтезируются иконографически точные портретные решения, уверенные знания историчес­кого костюма и быта, элементы пейза­жа и древней архитектуры, применение символических деталей и пояснитель­ных текстов, наконец, единая и каждый раз особая цветовая гамма, вступающая в гармоническую связь с фактурой.


«Воспо­минания о Пскове» (2005).

Автор гобеленов словно пишет летопись судьбоносных и трудных героических лет России, сочетая в своих работах ме­ру условности и реалистической ясности, баланс тонкой об­разной стилизации и прямой гражданской позиции, точного факта и крылатого символа. Символическое осмысление ис­тории и современности присуще этому мастеру прикладного искусства. В аллегорических композициях «Русь», «Рассвет», «Покров» воплощена извечная борьба добра и зла, светлого и темного, созидания и разорения. Причем, надежды на бу­дущее всегда связаны у автора с неизменным силуэтом Хра­ма и спасительной дорогой к нему. Мажорны и жизнеут­верждающи гобелены художницы на бытовые темы и с тра­диционными цветочными сюжетами. В мини-гобелене ху­дожница мастерски компонует букеты, вазы, элементы фона и орнамента, доводя вещь до абсолютной поэтической звуч­ности и органичной неотъемлемой интерьерности.

Немалая творческая заслуга Наталии Озерной в том, что она привнесла в традиционно прикладной жанр идеи, темы и образы высокого искусства. А это стало возможным бла­годаря прекрасному владению профес­сиональным ремеслом. Автор едино­лично осуществляет весь творческо-технический процесс: продумывает те­му, создает эскизы, выполняет компо­зиции в трудоемкой технике ручного ткачества. Но все трудности и секреты ремесла уходят на задний план, когда мы видим совершенные по форме, глу­боко прочувствованные гобелены На­талии Озерной, благодарно прочитывая ее раздумья о времени, судьбах Родины, красоте и хрупкости нашего бытия.

Н.МИХАЙЛОВ